| April 1, 2024
Сегодня много говорят о том, как хорошо быть IT-шником, какие большие у них зарплаты, и, о том, как их катастрофически не хватает в нашей стране.
Для некоторых этого достаточно для того, чтобы попробовать найти свой путь в IT-индустрию.
Сам я - программист-разработчик, поэтому и рассказывать буду именно про эту профессию.
Итак…
Как стать программистом?
Сразу же скажу, никакого секретного рецепта нет - никакой “серебряной пули”, никакой “волшебной таблетки”. Каким бы путём Вы не воспользовались - это огромное количество работы.
Также, известны случаи, когда человек, работая в той или иной смежной IT-специальности, переходит в разработчики. И даже в этом случае, потребуется большое количество изучения информации, специфичной именно для разработки.
Я выделяю три пути, которые помогут Вам стать программистом:
- путь студента
- путь вайтишника
- путь самурая
Я также попытаюсь дать некоторую оценку каждого из путей, чтобы Вы могли сравнить их между собой. Однако, оценка не претендует на объективность. Она дана по моим субъективным ощущениям, по результатам множества проведённых собеседований.
Путь студента
Под “путём студента”, имеется ввиду полноценное высшее образование по одной из IT-специальностей. В России масса ВУЗов, которые предлагают программы обучения по IT-специальностям. Вот один из свежих перечней, которые мне удалось найти в Интернете: Топ-30 ВУЗов для айтишников в 2024 году
В зависимости от качества обучения и нацеленности студента на результат в течение 4-5 лет, получив на руки диплом государственного образца, и оплатив довольно не малые суммы, вчерашний студент выходит на рынок труда в гордом статусе программиста-разработчика.
Учёба в ВУЗе даёт массу возможностей обрасти ценными связями на будущее, всегда иметь в доступе экспертов-педагогов, которым можно задать вопрос, и выполнить множество практических работ, для того, чтобы закрепить полученные навыки на практике.
Однако, учёба в одном из таких ВУЗов и наличие диплома о высшем образовании разработчика не даёт преимущества при поиске работы.
Оценка | Описание | |
---|---|---|
Время | ⭐️ | Получить профильное образование программиста, можно за 4-5 лет. Это довольно большой срок. В перспективе 5 лет технологии успевают обновиться, некоторые “засверкать на небосводе”, другие кануть в лету. |
Знания | ⭐️⭐ | На удивление, вчерашние студенты зачастую могут похвалиться широкой эрудицией, небольшими знаниями в смежных областях и технологиях. Глубокими знаниями, как правило, не обладают. Хотя, конечно же, это всё зависит больше не от ВУЗа, а от того, насколько сам человек в себя вложил того, что давало ему образование, |
Репутация | ⭐️⭐ | Воспринимаются такие ребята на собеседованиях вполне хорошо. |
Путь вайтишника
Кто такой “вайтишник”? Обычно, вайтишниками называет людей в возрасте, которые в какой-то момент жизни решают сменить свою профессию на разработчика, при этом не обладая никаким релевантным опытом из сферы IT. Вообще, само выражение “вайтишник” появилось из слогана “войти в IT”.
Как люди попадают на позицию разработчика этим путём? Через онлайн-курсы, коих сейчас на рынке представлено довольно много. Большинство таких курсов довольно короткие - от 4 до 6 месяцев. Бывают и годичные.
Оценка | Описание | |
---|---|---|
Время | ⭐️⭐⭐ | Этот путь - самый быстрый путь в профессию. Прошёл один курс за 4 месяца, и вышел на рынок труда. |
Знания | ⭐️ | А вот сколько-нибудь хорошими знаниями, люди, воспользовавшиеся этим путём похвалиться не могут. Зачастую, сильное желание как можно скорее заскочить в IT играет с ними злую шутку. После короткого обучения, ребята бегают от собеседования к собеседованию, и не найдя работу разработчиком, уходят в “пике”, а именно - начинают проходить другие онлайн-курсы снова и снова. |
Репутация | ⭐️ | Воспринимаются такие ребята на собеседованиях не хорошо. Крайне заметна нехватка как теоретических знаний, так и опыта практической работы. Зачастую, кулуарно, профессиональные разработчики отзываются о вайтишниках не очень хорошо. |
Путь самурая
Под “Путём самурая” - я подразумеваю полностью самостоятельное обучение программированию с нуля. Буквально - в какой-то момент, человек решает научиться программировать, покупает какую-нибудь книгу о программировании, и начинает её изучать. Достигнув какого-то минимального уровня понимания, помимо книг, человек начинает расширять свой кругозор за счёт чтения статей, просмотра туториалов и так далее.
Оценка | Описание | |
---|---|---|
Время | ⭐️⭐ | Самостоятельное обучение - не лимитировано по времени. Каждый сам решеает, на каком этапе он достаточно уверен в своих силах, чтобы выйти на рынок труда. Обычно, прилежный ученик доходит до поиска своего первого раочего места примерно за 1-2 года. Естественно, всё очень сильно зависит от того, насколько человек вложил свои силы и время в самообразование. |
Знания | ⭐️⭐⭐ | Опять же, тут всё довольно индивидуально. Но в основном, после самостоятельного обучения, люди приходят на собеседование подготоваленными. В некоторых моментах, где они приняли решение разобраться получше, даже с довольно глубокими знаниями. Насчёт опыта практической работы - человек самостоятельно обучавшийся, зачастую пробует свои смелые идеи реализовать в виде pet-проектов. Что на самом деле гораздо более близко к реальной разработке, чем синтетические задачки в онлайн-тренажёрах. |
Репутация | ⭐️⭐ | Воспринимаются такие ребята на собеседованиях, зачастую, хорошо. Несмотря на обилие ВУЗов и онлайн курсов в нашей стране, диплом об оконченом професиональном образовании разработчика, так и не стал жёсткой необходимостью для трудоустройства разработчиком. |
Мой путь
В качестве реального примера, расскажу о своём пути в профессию. Я - самоучка.
Ещё учась в Самарском Государственном Техническом Университете, я оброс друзьями из IT. Один подрабатывал системным администратором linux серверов в одной организации нашего города, другой - подрабатывал разработчиком движков игр. Ко второму курсу, множество разговоров о разработке, разожгли таки во мне интерес к программированию, я пошёл в местный книжный магазин, купил первую попавшуюся книгу по программированию (это была книга о среде Dev C++), и начал изучать.
И именно так, я и стал крутым специалистом! 😀… Нет, не стал. Я забросил эту книгу через несколько месяцев. Она была сложна, текст практически не воспринимался, код не компилировался, а спросить было не у кого. В итоге, к этой книге я возвращался ещё дважды. Оба раза безрезультатно. На тот момент, я подумал, что может быть - программирование - это не моё.
Четвёртый курс. Ноябрь. Я стою в кабинете декана, который рассказывает мне о том, как будет меня отчислять из университета, за систематические прогулы. То, что он называл “систематическими прогулами”, для меня было “рабочим графиком”. Я работал продавцом-консультантом в городских магазинах компьютерной техники. Продавал принтеры, если быть точным.
И вот, я стою на распутье. Работать я больше не могу. Учиться вроде бы и нужно, но от учёбы осталось 1,5 года, а дальше то как? Именно такие мысли витали у меня в голове на тот момент. Я в очередной раз вспомнил про свои безуспешные попытки научиться программировать и про не угасший интерес к этому делу. Случайно, обратил внимание на сообщение на доске объявлений для студентов - “Объявляется набор на курсы программирования Java среди студентов в компанию NetCracker”. Это и стало моей целью.
Первой книгой по программированию на Java для меня стала “Полный справочник по Java 6 SE” Герберта Шилдта.
На протяжении следующих восьми месяцев, на каждодневной основе, я вгрызался в информацию из книги и не отпускал её, пока она, переваренная, не оседала у меня в голове с полным пониманием. Практически каждый день выдумывал новые программы, которые могли решать никому не нужные и, зачастую, несуществующий проблемы, чисто, чтобы “набить руку”. Какова же была моя радость, когда у меня получилось создать приложение с маленьким окошком графического интерфейса пользователя, в котором отображался текущий ip-адрес вместе с кастомной графикой, написанной прямо в коде. Между делом, сходил в NetCracker, и прошёл собеседование на участие в их годичном обучении Java разработке.
И вот так, всё и началось.
Весь пятый курс, я ходил на обучение в NetCracker, где мы, студенты, разделялись на команды, и под чутким присмотром кураторов (сотрудников компании) выполняли учебный план. Это дало хороший базис по тому, как именно разработчики работают в команде.
Итогом годичного обучения и стало долгожданное трудоустройство. Я получил запись в трудовой - “инженер-разработчик”.
А как сейчас?
В 2024 году, из того, что вижу я в своём окружении - рынок находится в зоне турбулентности. Компании стараются вести набор только опытных, квалифицированных разработчиков. Опытные, квалифицированные разработчики бегают из компании в компанию, пытаясь выторговать себе лучшие условия. И только junior-разработчики вынуждены бороться за внимание HR-специалистов, сильнее прежнего.
Все три пути актуальны и в текущих условиях. Однако, начинающим разработчикам стоит сразу задуматься о том, как именно они будут “продавать” свои услуги на рынке. Например, можно создать свою персональную страницу в интернете. Я рассказываю о том, как это сделать в своём авторском курсе.
Так же, отличной инвестицией в своё профессиональное развитие будет помощь наставника. Буквально - “старшего товарища”, который поможет оценить собственный уровень, идентифицировать проблемные зоны, наметить цель, а так же разработать план по её достижению. Меня, а так же многих других наставников можно найти в каталоге наставников.