| February 22, 2023
Критическое мышление - это один из важнейших софт-скиллов современного человека. Им стоит овладеть не только разработчику, но и абсолютно любому человеку.
Что это?
Пойдём от обратного - некритическое мышление - это автоматическое принятие на веру прочитанной или услышанной информации, когда не делается пауза, чтобы задаться вопросом, является ли она точной, истинной или здравой.
Соответственно, критическое мышление - это система суждений, которая применяется для анализа вещей и информации, интерпретации явлений, оценки событий, а также для последующего составления объективных выводов. Другими словами, это активное стремление к пониманию происходящего, путём его осмысления, оценки свидетельств и глубокого постижения процесса мышления как такового.
Изначально термин был предложен американским философом Джоном Дьюи и вот, как сам автор описывает это мышление:
активное, настойчивое, тщательное, применяемое в отношении всех форм информации, рефлексивное и автономное.
Это значит, что критически мыслящий человек скрупулёзно проверяет любую идею. Он проводит собственное исследование, а не довольствуется чужим мнением. А ещё он внимателен к своим мыслям и проверяет, насколько они логичны, обоснованы и непредвзяты.
Почему важно мыслить критически?
Научиться критически мыслить крайне важно по следующим причинам:
Защита от информационных войн и манипуляций
В наше время, когда каждый второй сервис “дарит” нам бесконечный поток информации под разными стильными названиями (reels от запрещённой инсты, shorts от бесчестного youtube или лента от отечественного вконтакте), крайне трудно потреблять информацию осознанно. Именно это и открывает путь недругам в наши головы. Иначе говоря - нами легко манипулировать через потребляемую информацию.
И это уже происходит довольно давно. Например, есть такой распространённый психологический приём - называется прайминг
. Он часто используется в рекламе. Вот отличная статья об этом:
Или есть целые науки, которые изучают возможности манипуляций людьми в рамках информационных войн. Подробнее о когнитивных войнах и том, как происходят манипуляции можно узнать из следующих источников:
- 🇷🇺 Интервью с политологом Семёном Ураловым о когнитивном воздействии
- 🇬🇧 Статья на сайте НАТО о противодействии когнитивным воздействиям
Защита от дорогостоящих ошибок в бизнесе
Критическое мышление позволяет более глубоко выполнить оценку вариантов решения бизнес-задач и найти наилучшее их решение.
Поиск лучшего ответа на проблему
Критическое мышление позволяет взглянуть на проблему с разных ракурсов и таким образом может дать новые вводные для процесса поиска решения, которые изначально не были видны.
Что мешает мыслить критически?
В человеческой психологии есть два распространённых недостатка, которые мешают нам мыслить критически. Мы, люди, можем совершать ошибки, будучи уверенными в своей правоте.
Что это за ошибки и недостатки? Приведу несколько примеров ниже.
Когнитивные искажения
Когнитивные искажения - это ошибки восприятия вещей, событий или информации, связанные с нашей предвзятостью. Ниже приведу примеры одних из самых распространённых когнитивных искажений. Список известных когнитивных искажений можно найти на Википедии.
Ошибка подтверждения
Ошибки подтверждения - это особенность нашего мозга подмечать только ту информацию, что подтверждает наше мнение. Наш мозг как бы настраивается на восприятие определённой информации, и будет замечать только её.
Самый простой пример того, когда мы с этим можем встретиться, это когда мы выбираем себе автомобиль. “Киа Рио” кажется неплохим вариантом, да и не так уж, много на улицах автомобилей данной марки, но… Стоит нам об этом задумываться и кажется, что каждый второй или третий автомобиль - это “Киа Рио”.
Ошибка атрибуции
Ошибка атрибуции - обидная ошибка, в результате которой, мы склонны объяснять поведение людей их личностными качествами, а не результатом обстоятельств.
Пример: Вы сидите в аудитории, на мастер-классе и преподаватель не начинает занятие, пока не появится опаздывающий студент. О причинах опоздания такого студента, мы будем думать, что он неорганизованный, безответственный и так далее. Любопытно, что если окажемся на месте опоздавшего, своё опоздание мы для себя объясним внешними обстоятельствами - застрял в лифте, попал в пробку и так далее.
Эффект ореола
Эффект ореола - это когда мы составляем поверхностное суждение о личности человека, основываясь на первом впечатлении.
Распространённый пример - нам кажется, что человек в очках, с аккуратной стрижкой и в опрятной рубашке, будет более профессионален, нежели длинноволосый, бородатый человек в футболке. Хотя, например, для IT отрасли, обычно, как раз таки, наоборот.
Логические ошибки
Второй тип недостатков мышления - это логические ошибки. Распространёнными примерами могут быть следующие (список логических ошибок можно найти на Википедии):
Ошибка выжившего
Ошибка выжившего происходит тогда, когда человек принимает решение на основе чьего-то успешного опыта, не принимая во внимание неудачный опыт остальных, в этой же сфере.
“После” не значит “вследствие”
Эта ошибка связана с восприятием последовательных действий, как действий, связанных причинно-следственным отношением.
Например, “мой друг выучил английский язык и переехал в США”. Но это совершенно не значит, что если бы он не выучил английский, то он бы не переехал в США. Между двумя этими событиями нет причинно-следственной связи, но наш мозг воспринимает эту информацию именно так.
Техники критического мышления
Теперь, когда мы знаем о препятствиях на пути к критическому мышлению и можем их учесть в своих размышлениях, поговорим о техниках, помогающих нам “включить” критическое мышление.
Ниже, Я приведу примеры трёх техник, которые Я применял сам и, которые могут быть применены для решения разных проблем.
5W+H
Описание
“5W+H” расшифровывается как “5 why + how” или “5 почему и одно как”. Сама техника выглядит ровно так, как и называется.
Техника широко известна в IT индустрии как часть методологии RCA (Root Cause Analysis). RCA довольно часто применяют на пост-мортем встречах по результатам инцидентов.
Когда применять?
Применять её стоит тогда, когда нужно найти первопричину явления или инцидента.
Алгоритм
В ответ на проблему, для которой мы выполняем поиск решения, начинаем задавать поочерёдно серию из пяти вопросов “почему”. В основном этого достаточно, для того, чтобы докопаться до “правды”. Затем, задаётся вопрос “Как поступить или Что сделать, чтобы в дальнейшем такой проблемы более не возникало?”.
Пример
Проблема: Чувствую себя выгоревшим.
- 1 - Почему?: Потому что устаю на работе.
- 2 - Почему устаёшь на работе?: Потому что не заканчиваю работу во время. Приходится пересиживать.
- 3 - Почему приходится пересиживать?: Потому что слишком много задач, не успеваю.
- 4 - Почему у тебя много задач?: Потому что не могу отказать менеджеру, не могу попросить не давать каких-то задач.
- 5 - Почему не можешь отказать?: Потому что не чувствую себя в безопасности, боюсь потерять работу.
- 6 - Что нужно делать, чтобы почувствовать себя в безопасности?: И тут уже идут какие-то выводы. Кто-то пойдёт к психологу проработать свою неустойчивую позицию. Кто-то станет лучшим специалистом, нежели он есть сейчас, и таким образом откроет для себя перспективы смены работы на лучшую позицию.
6 шляп
Описание
Техника 6 шляп
- отличный способ “заглянуть за угол” и взглянуть на проблему с разных ракурсов. Это техника направления потока мышления в определённое русло. Может быть применена как для структурирования собственных размышлений, так и коллективных.
Когда применять?
Данную технику удобно применять для оценки каких-либо решений или вариантов. Хотя, она так же, ограниченно помогает найти альтернативные варианты.
Алгоритм
Техника предельно проста. Для того, чтобы начать, нужно в один момент времени “надеть” на себя одну из шести шляп. Что значит “надеть” шляпу в данном контексте? Это значит направить своё мышление в определённое русло.
Каждая из шести шляп, имеет свой уникальный цвет и ограничивает область мышления. Давайте подробнее разберём каждую из шести шляп:
🎓 Белая шляпа: информация и факты.
Надевая ее, мы сосредотачиваем свое внимание на данных, которыми располагаем. Достаточно ли информации, какой не хватает? Можно ли ее добыть? Если да, то где, как, с помощью каких ресурсов? Надев белую шляпу, мы задумываемся о том, как максимально эффективно использовать информацию, которой мы уже располагаем.
🎓 Желтая шляпа: позитив, достоинства, плюсы.
В ней куда приятнее, потому что она посвящена оптимизму и позитивному взгляду на вещи. Она поможет выделить в предмете обсуждения сильные стороны, в каждом решении преимущества. Даже в самых мрачных вариантах можно найти положительные моменты, если вы в желтой шляпе.
🎓 Черная шляпа: критика – трудности, опасности, недостатки.
Эта шляпа превращает вас в пессимиста. Решайте вопрос с помощью критики. Любое решение подвергайте сомнениям, рассматривайте риски и опасности, учитывайте каждую возможную трудную и тупиковую ситуацию на пути, в каждой идее находите слабые места, в каждом вопросе подвох.
🎓 Красная шляпа: эмоции и чувства.
Надев красную шляпу, мы прислушиваемся к чувствам и интуиции. Многие называют это «внутренним голосом». Прислушайтесь, что он вам подсказывает? Интуитивные соображения так же важны для принятия решений, как реальные данные. Рассматриваемый вопрос или проблема так, или иначе вызывают эмоции и определенное отношение. Вопрос будет рассмотрен неполно, если не учесть его с точки зрения эмоционального фона, который он вызывает.
🎓 Зелёная шляпа: новые идеи и креатив.
Зелёная шляпа превращает вас в творческую натуру. Все варианты можно рассмотреть с точки зрения необычного подхода. Рассмотреть, как художник, найти творческое применение. Не нужно давать оценок, только рассмотреть под углом творчества.
🎓 Синяя шляпа: контроль и управление мыслительным процессом.
Синяя шляпа не требует решений. Это шляпа руководителя. Он ставит цели на старте проектов и сверяет реализацию с изначально установленными целями. Руководитель может трезво оценить рассматриваемый вопрос в разрезе соответствия концепции к целям. Синюю шляпу рекомендуется примерить в конце практики и подвести итог.
Fishbone (“Рыбий скелет”)
Описание
Техника анализа проблемы и визуализации причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами.
Когда применять?
Применять эту технику стоит тогда, когда мы пытаемся найти причины конкретных событий и явлений.
Алгоритм
Чтобы воспользоваться данной техникой, нужно схематически изобразить скелет рыбы.
В голове скелета, записывается сам объект анализа.
Тело скелета, представляет из себя решётку рёбер, на которой - в нижней части пишутся известные факты, относящиеся к объекту анализа, а в верхней части - пишутся причины, приведшие к возникновению проблемы.
В хвосте же скелета, записывается вывод, который можно сделать из результатов анализа.
Пример
Заключительная часть
Надеюсь данная статья оказалась для Вас полезной. Стоит сразу сказать - критическое мышление, его применение и освоение требует больших усилий, но окупается сполна.
Однако, после его освоения Ваша жизнь уже никогда не будет прежней, ибо, меняется сам подход к размышлению и рассуждению, делая его более полным и эффективным.