| May 18, 2022
Коммуникация - сложный процесс обмена информацией в группах людей. Это ключевой аспект успешных команд. Достаточно вспомнить известную всем историю о строительстве Вавилонской Башни, в которой Бог остановил строительство, заставив людей разговаривать на разных языках. Крайне важно выстроить этот процесс наиболее эффективно, ведь от него многое зависит.
Однако, даже имея возможность разговаривать на едином языке, группы людей могут выстраивать коммуникации не эффективно, тем самым, подрывая деятельность всей группы.
О том, как выстроить безопасную и эффективную коммуникацию и пойдёт речь в этой статье.
Коммуникация
Коммуникация - это “клей”, который связывает и удерживает всех участников команды вместе. Коммуникация бывает разная:
- Токсичная
- Осложнённая
- Здоровая
Поговорим о каждой из них.
Токсичная коммуникация
Токсичная коммуникация наименее продуктивная форма коммуникации. Она характеризуется тем, что участники такой коммуникации:
- не стесняются публично изливать свой негатив
- прибегают к оскорблениям без какой-либо конкретики
- переходят на личности
- занимаются постоянным поиском новых конфликтов, вне зависимости от действий противоположной стороны
Осложнённая коммуникация
Осложнённая коммуникация имеет градус напряжения ниже, чем в токсичной коммуникации. Она характеризуется нарастающей напряжённостью в общении между людьми, ещё не вылившейся в открытую конфронтацию или конфликт.
Здоровая коммуникация
И наконец, здоровая коммуникация характеризуется поддерживающим и мотивирующим общением и безопасной средой.
Здоровая коммуникация - это такая среда, в которой каждый её участник чувствует себя в безопасности, имеет право и возможность высказаться и задать любые вопросы без последующих осуждений и преследований со стороны.
Правила здоровой коммуникации
Организация здоровой коммуникации в группе людей - задача не простая. Однако, есть несколько маленьких трюков, внедрение в обиход которых, здорово снижает градус напряжённости в коммуникации.
1. Будь открытым
Пассивная агрессия вынуждает прятать причины наших недовольств внутри себя, вместо того, чтобы открыто проявить злость, недовольство и рассказать, что на самом деле нас волнует. Пассивно-агрессивный человек выражает чувства в непрямой, завуалированной форме. Это проявляется по разному. Например:
- в обидных шутках
- намёках
- язвительных замечаниях
Ещё одно частое проявление пассивной агрессии - полное игнорирование человека и тяжёлое молчание в ответ на попытки поговорить.
Все эти действия помогают выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, однако, в долговременной перспективе, пассивная агрессия мешает нормальному общению и работает против Вас.
2. Никогда не переходи на личности
На какой-бы стадии конфликта с другими людьми Вы бы не находились, никогда, в своей критике не переходите на личности. Этим можно добиться либо эскалации конфликта, либо того, что человек надолго закроется в себе. Дальнейшая коммуникация с закрытым человеком будет не эффективна.
Критиковать допускается работу человека, его результаты, но не персоналию.
3. “Ругай лично, Хвали публично”
Если возникла необходимость раскритиковать чью бы то ни было деятельность, делать это стоит только в частном порядке, с глазу на глаз, не забывая о правиле №2. Так человек будет чувствовать себя в большей безопасности, нежели в ситуации, когда команду ставят перед фактом, что “Вася Пупкин - пишет крайне не тормозные SQL запросы”.
А вот хвалить, наоборот, нужно публично. Это придаёт человеку сил и мотивирует на дальнейшие достижения.
Заключение
Все мы люди. И все мы разные. С кем-то легко, а у кого-то тяжёлый характер. И каждый из нас, за счёт своей уникальности, влияет на процесс коммуникации определённым образом. Давая волю эмоциям и предвзятости, мы нарушаем тонкие материи здоровой коммуникации. Относясь уважительно друг другу, критикуя работу, а не личности, мы выстраиваем мосты здоровой коммуникации. А здоровая коммуникация открывает путь к синергии. А синергия это - 1 + 1 = 3
. Кто не понял, расскажу как-нибудь в следующих статьях! 😀
Список материалов
Дополнительные источники информации о коммуникациях, могут быть найдены в следующих источниках:
- “Я манипулирую тобой”, Непряхин Н.Ю. - прекрасная книга о том, как заставить работать на себя “паучье чутьё” и улавливать попытки надавить на тебя даже тогда, когда этого не видно.
- “Интеллект-карта навыков тимлида” - а вот тут есть прекрасный пример коммуникативных навыков, которыми должен обладать тимлид.